Сельскохозяйственной кооперации на муниципальном уровне. Проблемы и решения » Политическая партия "Возрождение аграрной России"
8 (905) 733-40-74

Сельскохозяйственной кооперации на муниципальном уровне. Проблемы и решения



В. КРЫЛОВ, кандидат экономических наук, зав. сектором», член Совета по АПК при Председателе Совета Федерации.

А. СЕМКИН, доктор экономических наук, заведующий отделом

В. БАЮНОВ, кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник

Е. МИХЕЕВ, научный сотрудник


Анализ развития агропромышленного производства и состояния сельских территорий показывает, что за последний, более чем двадцатилетний период, в России существенно не увеличилось производство отечественной сельхозпродукции, а по ряду показателей ещё не достигнут относительно не высокий уровень начала 90-х годов прошлого столетия.Сократилась доходность основной массы «рядовых» сельхозтоваропроизводителей. Значительно увеличился разрыв уровня заработанной платы работников сельского хозяйства и других отраслей экономики.

 

Анализ, в том числе с использованием официальной статистики показывает, что основную товарную продовольственную продукцию и сырьё для перерабатывающей промышленности поставляют крупные, высокотехнологичные, практически промышленные предприятия – агрохолдинги, национальные и транснациональные компании, современные сельхозпредприятия капиталистического типа, в том числе птицефабрики, свиноводческие, мясные и молочные комплексы. Большинство этих предприятий и их филиалы находятся в благоприятных природно-экономических зонах, многие используют стартовый капитал, созданный ещё при советской власти, а также за счёт приоритетного привлечения значительных бюджетных средств и льготных кредитов, направляемых на развитие АПК. Производство на таких предприятиях строится на основе последних передовых мировых и российских достижениях, инновационных технологиях. Как правило, они имеют замкнутый цикл: производство – переработка - реализация готовой продукции и как следствие значительное снижение себестоимости продукции, в том числе жа счёт сокращения, а в ряде ппредприятий и полное исключение посреднических звеньев. По многим позициям они являются монополистами при формировании цен на оптовых и розничных рынках.

По данным Минсельхоза России, 30% крупнейших сельскохозяйственных предприятий получают 90% прибыли, формирующейся в сельском хозяйстве.

В то же время десятки тысяч сельхозорганизаций различных направлений и форм собственности, крестьянских (фермерских) и хозяйств населения работают малоэффективно и деградируют, сворачивают товарное производство. Часть из них прошла или проходит процедуру банкротства, различные реорганизации со всеми отрицательными последствиями. В депрессивных сельскохозяйственных регионах имеется значительное число аграрных районов, где практически прекращено не только товарное сельскохозяйственное производство, но и происходит обезлюдивание значительных сельских территорий, в том числе в центре России. Миллионы гектар пахотных земель пригодных для сельскохозяйственного производства не используются, деградируются, заболачиваются, зарастают сорной лесной растительностью и т.д. Общее положение несколько «сглаживается» за счёт показателей «в среднем» по стране и по регионам за счёт «благодатных» зон (черноземье, юг Сибири и др.) и высокотехнологических крупнейших агропромышленных производств, работающих, в том числе в сложных аграрных регионах.


На состояние сельского хозяйства повлиял целый комплекс причин. Одна из них -недооценка, а в начале реформ игнорирование, даже административное воспрепятствование развитию кооперации в сельском хозяйстве, подмена кооперации массовым акционированием предприятий АПК. Как следствие при реализации, так называемых реформ, сельскохозяйственная кооперация не только не стала основным направлением аграрных преобразований, но и была отвергнута идеологами «реформ». И это несмотря на то, что многолетним мировым и российским опытом и паучными наработками неоспоримо доказан значительный вклад сельскохозяйственной кооперации в развитие агропромышленного производства и устойчивого, что не менее важно, развития сельских территорий.


В подтверждение следует подчеркнуть, что вначале 20-го столетия, когда среднегодовой рост производства в сельском хозяйстве России составлял более десяти процентов, страна занимала ведущее место в мире по темпам и результатам развития кооперации. До сих пор востребованы опыт и теоретические разработки в области кооперации в период НЭПа и коллективизации[1]. Заслуживают исследования и использования в современных условиях положительный опыт и научные основы создания и успешной работы в 70-80 годы прошлого столетия агропромышленных объединений, агрофирм, агрокомбинатов и других подобных формирований, в работе которых широко использовались кооперативные принципы.


Исследования показывают, что в современных условиях во многих регионах без кооперации восстановление сельскохозяйственного производства и связанного с ним обеспечение устойчивого развития сельских территорий весьма проблематично. Сложившиеся в сельском хозяйстве экономические, финансовые, нормативно-правовые, социальные и другие условия не обеспечивают необходимого уровня развития кооперации, особенно в сложных аграрных регионах.


В связи с этим, необходимо избрать иной подход, новую во многом отличную от сегодняшней политику создания и развития сельскохозяйственной кооперации. Необходимость изменения кооперативной политики вызвано, в том числе отсутствием на местах достаточно развитых общественных кооперативных формирований.


Негативному развитию кооперации «способствует» законодательное отсутствие механизмов ответственности муниципальных властей за состоянием производства на соответствующих территориях, в том числе решения проблем развития сельского хозяйства и сельскохозяйственной кооперации, а также значительное сокращение профессиональных кадров и специалистов на районном уровнях. При элементарном анализе особенно трудно понять, а тем более объяснить, сокращение, а в ряде районов практически ликвидацию районных сельскохозяйственных органов – управлений сельского хозяйства. Ведь именно там находились и должны концентрироваться профессиональные кадры, в том числе знающие проблемы и владеющие принципами кооперации, направлениями развития сельского хозяйства в рыночных условиях с учётом местных условий.


При выработке в регионах новых действенных подходов к развитию сельскохозяественной кооперации следует широко использовать значительные опыт и практические наработки руководства Липецкой области. Изучив реально сложившуюся обстановку в сельском хозяйстве, в том числе в первичном звене сельхозпроизводства и потерю устойчивости развития сельских территорий, в Липецкой области ещё в начале двухтысячных годов были разработаны и приняты ряд Программ и других нормативных актов по развитию сельскохозяйственной кооперации. Сроки действия отдельных Программ установлены до 2020 года. Необходимо отметить, что принятые Программы находятся под постоянным контролям губернатора области и неукоснительно исполняются. В связи с неразвитостью, а во многих районах иотсутствиемобщественных формирований сельскохозяйственной кооперации, в области как на региональном так и на местных уровнях созданы координационные центры с непосредственным участием районных и поселенческихвластей. Координационные центры в районах как правило возглавляют заместители глав муниципальных образований.

 

В поселениях ответственными координаторами выступают главы поселений. Они работают с населением, подбирают инициативных, активных и предприимчивых людей, способных образовать кооператив и обеспечить его развитие информируют о преимуществах кооперации, решают их проблемы, предлагают ориентиры дальнейшего развития.

 

Результаты и опыт работы передовых по внедрению кооперации регионов показывает, что для успешного развития кооперации с одной стороны требуется комплексный подход федеральных властей при решении проблем развития сельскохозяйственной кооперации на уровне федерации, с другой - дифференцированный, подход к каждому региону, а в регионах индивидуальный подход к каждому району и поселению [2]. Принятие отдельных, «разрозненных», даже очень значительных мер без учёта особенностей развития конкретных районов не даст требуемого результата, и может привести к дальнейшему неоправданному расходу средств и потери времени, что мы уже имеем в последние десятилетия.


Одним из стратегических направлений устойчивого развития сельскохозяйственной кооперации принадлежит созданию пилотных проектов сельскохозяйственных кооперативов и их формирований, прежде всего на поселенческом и районном уровнях с активным участием региональных и местных властей. Это ещё раз подтверждается довольно значимыми результатами внедрения кооперации в Липецкой, Пензенской областях, республике Саха-Якутия и некоторых других регионах.


При этом указанные кооперативы предлагается создавать, как базовые, экспериментальные, предназначенные для выработки более эффективных подходов, направлений, механизмов, политики успешного развития кооперации [3]. Полученные практические и научные первоначальные результаты после всестороннего анализа и апробирования послужат основой для масштабного развития кооперации в сельском хозяйстве с учётом конкретных условий и состояния сельских территорий.

 

Затраты на создание и освоение пилотных проектов, которые могут быть относительно не большие при использовании в качестве пилотных уже созданные и работающие кооперативы и их формирования, в основном должно взять на себя государство. Отдача, окупаемость от внедрения пилотных проектов, в том числе с учетом синергического эффекта, весьма значительная.


 

В отличие от относительно большого числа кооперативов созданных и создаваемых в регионах под названием «пилотные» только по причине бюджетной поддержки предлагается совершенно новый подход к их организации и последующей деятельности.


Пилотные проекты кооперации создаются, как долговременные организации, работа которых направляется и контролируется региональными, районными и поселенческими органи власти на основе государственно - кооперативного партнёрства и соответствующих соглашений между кооперативом и органами власти. Многие состпавляющие этого направления уже опробированы и успешно работают в Липецкой области.

Благодаря применениюнаработанных в процессе освоения пилотных проектов рекомендаций, предложений и выводов, отдача от их внедрения может быть весьма значительная, в том числе за счёт выработки долголетней кооперативной политики в сельском хозяйстве страны.


Необходимость создания пилотных проектов сельскохозяйственной кооперации обусловлена также неустойчивостью функционирования и прекращение деятельности различных видов кооперативов, а также значительной численностью не работающих, но зарегистрированных кооперативов, слабым развитием кооперативных союзов и общественных кооперативных организаций на региональных и федеральном уровнях, неравномерностью развития кооперации по регионам. В таблице 1 показана динамика развития кооперации в двадцать первом столетии пао 14 по состоянию на начало 2018 года передовым регионам. Нет смысла её широко комментировать. Достаточно сказать, что в этих регионах работает большая половина российских кооперативов. В остальных 70 регионов числится меньшая половина. При этом по многим экспертным оценкам почти две трети формально числятся в отчётности. Таково реальное положение дел в стране с сельскохозяйственной кооперацией.

 

Динамика численности сельскохозяйственныхпотребительскихкооперативовв передовых регионах.

 

Таблица 1.

Субъекты РФ, годы

2001

2004

2012

2014

2015

2016

2017

2018

Российская Федерация

10194

15567

6797

6913

5706

6189

5710

5608

Липецкая область

265

242

174

480

655

710

829

816

Пензенская область

286

282

1348

761

930

564

427

392

Республика Саха (Якутия)

 

181

344

564

378

485

370

350

Республика Татарстан

 

407

188

184

192

181

200

196

Красноярский край

 

 

146

248

96

193

181

180

Тюменская область

200

170

144

165

138

154

151

153

Иркутская область

101

162

120

143

141

140

151

151

Краснодарский край

93

382

170

139

118

138

130

143

Республика Мордовия

307

310

211

198

179

148

147

136

Республика Дагестан

76

543

72

204

23

188

145

133

Волгоградская область

358

439

188

155

120

133

124

125

Саратовская область

 

482

163

189

132

159

135

119

Чувашская Республика

426

422

112

128

95

92

99

110

Оренбургская область

411

596

280

169

231

126

112

107

Всего по 14 регионам

 

 

 

 

 

 

 

3111

Источник: МСХ в обработке авторов

 

Отсутствие или формально числящиеся кооперативы в ряде регионов приводит к замедлению развития сельского хозяйства, а в ряде районов и к сокращению сельскохозяйственного производства, деградации сельских территорий. При этом, есть острая необходимость в практических конкретных рабочих условиях с помощью пилотных проектов апробировать действующие законодательства и нормативно – правовой базу, а также прикладные научные разработки и теоретические выводы по различным видам сельскохозяйственной кооперации с учётом сегодняшнего состояния сельского хозяйства и сельскохозяйственной кооперации.


С целью успешного развития кооперации и разработки долголетней федеральной Программы развития сельскохозяйственной кооперации необходимо во всех аграрных регионах определитьнесколько районов, где реализовать пилотные проекты по развитию сельскохозяйственной кооперации на первичном «низовом», в том числе районном уровне.Пилотные проекты районных кооперативов должны быть созданы в различных экономических, природно-климатических, почвенных, социальных и других условиях, в том числе с учётом различных уровней развития рынков сбыта, наличия перерабатывающих и агросервисных предприятий, дорожных условий и т. д.


Особое внимание необходимо обратить на изучение не только положительных, но и отрицательных сторон выбранных решений и направлений создания и развития кооперативных формирований, целесообразность их широкого, полноценного внедрения. Разработка и освоение пилотных проектов должны опираться на наиболее эффективные инновационные и высокотехнологичные проекты с учётом новейших достижений передовой науки и опыта.


При реализация пилотных проектов предоставится возможность выявить потенциальные сложности и наиболее значимые проблемы и факторы, которые возникают в процессе развития кооперации на селе и которые необходимо использовать, учесть при дальнейшей реализации подобных проектов. Таким образом на основе пилотного проекта создаётся основной, масштабный (типовой) проект, идеология, параметры и особенности его создания и развития. Указанный проект при определённой привязке к конкретным условиям можно будет широко использовать в других районах страны.


На основе пилотных проектов будет создана научная, учебная, экспериментально–производственная база для проведения научно – исследовательских работ, подготовки и переподготовки кадров кооператоров и основа для выработки аграрной политики в области развития кооперации.

 

Благодаря этому будет нарабатываться ценный практический опыт организации и формирования кооперативной системы не на абстрактных примерах и методом проб и ошибок, а в реальных производственных, экономических, социальных, финансовых и других условиях, на решениях конкретных задач, на конкретных объектах. Рассмотрим порядок создания пилотного проекта сельскохозяйственного кооператива на уровне района в депрессивных районах, в том числе Нечерноземья, где требуются неотложные меры для восстановления сельскохозяйственного производства, восстановления устойчивого развития сельских территорий [4,5]. В реально сложившейся обстановке в эти регионах без кооперации восстановление сельскохозяйственного производства, в том числе в фермерских и личных товарных хозяйствах и неразрывно связанной с ней обеспечение устойчивого развития сельских территорий в этих регионах весьма проблематично. Ведь сегодня и в обозримом будущем сюда не придут частные инвесторы из-за сложностей получения гарантийного уровня прибыли, острого недостатка квалифицированной рабочей силы, слабого развития сельской инфраструктуры, высокой степени риска и т.д. Экспертный анализ показывают, что в сегодняшних условиях в большинстве аграрных регионов, где слабо развито сельскохозяйственное производство, его большая разсредоточенность по территории, на начальной стадии предлагается создавать в основном именно районные комплексные или многофункциональные сельскохозяйственные потребительские кооперативы с кооперативными участками в поселениях (рис 1).


Это связано с объективно сложившейся ситуацией, когда численность работающих сельскохозяйственных потребительских кооперативов на данный период в границах многих административных районов крайне не значительна, а во многих муниципальных районах вообще не имеется ни одного потребительского кооператива. Поэтому в этих условиях не имеет смысла организовывать отдельный кооператив в сельском поселении. Практически это – неосуществимая задача. Кроме того, в связи с сокращением сельскохозяйственного производства и трудоспособного населения радиус действия современных потребительских кооперативов во многих районах – это несколько десятков километров, что значительно превышает радиус сельского поселения и земель вокруг него.


 

 

Районный комплексный сельскохозяйственный потребительский кооператив

Маркетинговая служба

Кредитно-страховой кооператив

Кооперативные участки

Кооперативные участки

Основные отделы кооператива

По закупке

По переработке

По реализации (торговые организации)

По производству кормов и кормовых добавок

По агросервисному обслуживанию

Сельскохозяйственные предприятия различных организационно- правовых форм, КФХ ЛПХ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Рис.1. Организационная структура районного комплексного кооператива.

 

Созданияе пилотного проекта районного комплексного сельскохозяйственного потребительского кооператива начинается с создания Оргкомитета. В Оргкомитет могут входить как физические, так и юридические лица. Исследования показывают, что среди сельскохозяйственных товаропроизводителей указанных районов - СПК, ООО, КФХ, ЛПХ и других малых и средних форм хозяйствования практически нет лидеров, имеющих необходимые знания для создания кооперативных формирований. Также не созданы общественные кооперативные формирования, в том числе АККОР. Наиболее результативно, когда инициаторами, организаторами и координаторами работы Оргкомитета выступают районные и поселенческие органы местного самоуправления по примеру Липецкой, Пензенской областей, республик Саха-Якутия, Татарстана и др. Заинтересованность властей в развитие кооперации заключается в том, что благодаря кооперации решаются проблемы устойчивости развития сельских территорий, укрепления социальной сферы и демографии. Вместе с этим увеличивается доходная часть района. Снижаются расходы по значительным выплатам по безработице.

Созданный оргкомитета проводят разъяснительную работу среди потенциальных участников создаваемого кооператива. Организуют приём заявлений от лиц, желающих вступить в кооператив. Кооперативы создаются на добровольной основе. Успешное создание кооператива возможно, когда потенциальные члены будут уверены в том, что они получат реальную выгоду от его организации. Главная цель деятельности кооператива - это обеспечение условий для более эффективной трудовой и хозяйственной деятельности, повышения доходности самих членов кооперативов, являющихся сельскохозяйственными товаропроизводителями.


Районные комплексные сельхозкооперативы могут осуществлять сбор, переработку, хранение,транспортировку и реализацию товарной продукции. Очень востребовано для кооператоров организацию кредитования их потребностей в финансировании различных сфер деятельности.

Кооперативные участки не являются юридическими лицами. Это обособленные подразделения кооператива, которые представляют интересы кооператива и осуществляют их защиту. Формирование кооперативных участков происходит под руководством кооператива по мере расширения членской базы и видов оказываемых услуг. Он является связующим звеном между потребительским кооперативом и пайщиками, организует деятельность потребительского кооператива на кооперативном участке, то есть в границах сельского поселения и прилегающих к нему территорий. Кооперативный участок является частью потребительского кооператива (и создается на основе решения кооператива), в которой объединено определенное количество пайщиков по территориальному признаку. Органами управления кооперативного участка являются: собрание пайщиков участка, председатель кооперативного участка.


Механизм функционирования кооперативного участка первоначально предполагает формирование его имущества. Участок может владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, выделенным в его владение, пользование и распоряжение потребительским кооперативом, либо полученным на других основаниях. Участвуя в экономическом механизме кооператива, кооперативный участок проводит постоянную работу по увеличения членов пайщиков, особенно за счёт ЛПХ, а также других потенциальных членов пайщиков, организует предоставление и учёт услуг пайщикам и от имени кооператива ведет с ними расчеты за предоставленные услуги, а также осуществляет другие правомочия, отнесенные к его компетенции решениями потребительского кооператива. За участие в деятельности кооперативного участка пайщик через кооперативный участок получает кооперативные выплаты от участия в производстве или оказании различных услуг.


При создании пилотных проектов желательно, чтобы членами сельхозкооперативов были потребительские общества системы Центросоюза. Важно совместно использовать на кооперативных принципах производственную базу, торговые сети и другую инфраструктуру всех участников кооперации. Для расширения масштабности производства и услуг, укрепления материально-технической базы необходимо содействовать участию в кооперативах крупных и средних сельхозпредприятий.

 

Необходимо создать ряд пилотных проектов по развитию производственных сельскохозяйственных кооперативов. Этому направлению в последние десятилетия уделяется мало внимания. В то же время практически в каждом регионе имеются успешно работающие производственные кооперативы. Они наиболее востребованы в депрессивных регионах и районах, где без кооперации трудно работать отдельныммалым сельскохозяйственным предприятиям и фермерам.


Для создания пилотных проектов предлагается создать Координационныйсовет при Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, в состав которого должны войти ведущие специалисты в области кооперации Министерства, региональных и районных сельхозорганов, ученые, представители кооперативного сообщества, другие заинтересованные стороны. Следует исходить из того, что кооперативы не должны быть просителями. Кооперативы и государство — равноправные партнеры, объединяющие, консолидирующие ресурсы и возможности для решения общегосударственных задач. При этом государство должно быть инициатором и основным инвестором общественно значимых пилотных кооперативных проектов.


История кооперативного движения в России показывает, что кооперация в сельском хозяйстве развивалась как за счет паевых взносов, так и с помощью государственных ссуд и благотворительных пожертвований. В связи с этим важным и ответственным методическим подходом в организации любого вида деятельности кооперативного формирования является определение стартового капитала и его источников (рис. 2).

 

 

 

 

Субсидии

Беспроцент-ный кредит

Льготный кредит

Юридиче-ские лица

Сельхоз кооператив

Физические лица

Вклады сбережений

Заемные средства

Безвозвратные средства

спонсоры

Пожертвователи и др.

Паевые и вступительные взносы

Государственная поддержка

 

 


Рис. 2 - Источники стартового капитала сельскохозяйственногопотребительского кооператива

 

 

 

Направление, вид, этапность и уровень развития пилотных проектов определяются конкретными условиями того или другого региона, отдельных районов, поселений, уровнем развития производства, подготовленностью кадров, финансовым обеспечением реализации проектов.

Организация пилотного проекта кооператива проводится в строгом соответствии с Федеральным законом «О сельскохозяйственной кооперации», гражданским Кодексом, другими законодательными и нормативными актами Российской Федерации.


Создание и успешное развитие пилотных проектов, внедрение их положительных результатов и направлений, заложат основы для комплексного развития сельскохозяйственной кооперации. Это неизбежно обеспечит значительный рост сельскохозяйственного производства в крупнейших, особенно депрессивных аграрных регионах за счёт интенсивного развития средних и малых предприятий, в том числе фермерских и личных товарных хозяйств, объединённых в кооперативы. При этом обеспечивается устойчивое развитие сельских территорий, сохранение сельского уникального образа жизни, особенно в сложных депрессивных глубинных территориях страны.


 

Список источников:

 

1. Чаянов А.В. Краткий курс кооперации – М: Коопиздат, 1925.

2. Ушачёв И.Г. Научное обеспечение государственной программы и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг. АПК – экономика сельского хозяйства России, № 3. 2013.

3. Крылов В.С., Баюнов В.А., Михеев Е.Ю. Через пилотные проекты сельсхозкооперация к успешному развитию аграрных районов России. – экономика, управление. № 2.2018.

4. Крылов В.С., Черников А.А. Состояние и направление развития сельскохозяйственной кооперации. Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве. №1.2013.

5. Крылов В.С. Кооперация – основа стабильного развития сельских территорий. АПК – экономика, управление. №11. 2012.

6. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/economy/

=========================================================

Аннотация. Статья посвящена анализу состояния и основныхнаправлений развития сельскохозяйственной кооперации и её значения для стабильного развития агропромышленного комплекса, укрепления экономики сельского хозяйства, отдельных регионов и страны в целом. Определены роль, значение и необходимость в современных условиях создания пилотных проектов сельскохозяйственной кооперации. Предложены новые направления и принципы государственной поддержки пилотных проектов сельскохозяйственных кооперативов. Особое внимание авторы придают созданию районных кооперативов в сложных депрессивных регионах Нечерноземья.

Ключевые слова

кооперация в сельском хозяйстве, сельскохозяйственные кооперативы, роль кооперации в развитии сельских территорий, пилотные проекты сельскохозяйственной кооперации.

 

 

Контактный адрес. Крылов Василий Стефанович, 123007, г. Москва, Хорошевское шоссе, д. 35, корпус 2, Тел.: 8(499)195-60-23, E-mail: krilovagro@mail.ru

Семкин Александр Григорьевич, 123007, г. Москва, Хорошевское шоссе, д. 35, корпус 2, Тел.: 8(499)195-60-71 E-mail: vera_306@mail.ru

Баюнов Владимир Александрович, 123007, г. Москва, Хорошевское шоссе, д. 35, корпус 2, Тел.: 8(499)195-60-23, E-mail: gimalay_31@mail.ru

Михеев Евгений Юрьевич. 123007, г. Москва, Хорошевское шоссе, д. 35, корпус 2, Тел.: 8(499)195-60-23.