8 (905) 733-40-74

Через пилотные проекты сельхозкооперации к успешному развитию аграрных районов России


Аннотация. Статья посвящена анализу состояния и основным направлениям развития сельскохозяйственной кооперации и её значении для стабильного развития агропромышленного комплекса, укрепления экономики сельского хозяйства, отдельных регионов и страны в целом. Определены роль, значение и необходимость в современных условиях создания пилотных проектов сельскохозяйственной кооперации. Предложены новые направления и принципы государственной поддержки пилотных проектов сельскохозяйственных кооперативов. Особое внимание авторы придают созданию районных кооперативов в сложных депрессивных районах Нечерноземья.


Ключевые слова: сельское хозяйство, агропромышленный комплекс, устойчивость развития сельских территорий, Нечерноземье, кооперация, пилотные проекты сельскохозяйственных кооперативов, порядок поддержки кооперации. Основные положения: Сельскохозяйственная кооперацияобеспечивает стабильный Значение кооперации для устойчивого развития сельских территорий, сохранения сельского образа жизни в сложных, депрессивных аграрных районовНечерноземной зоны центральной части России, где без кооперации развитие сельского хозяйства весьма проблематично.


Создание и апробирование пилотных проектов - одно из направлений успешного развития сельскохозяйственной кооперации.


Введение.Ретроспективный анализ развития сельского хозяйствапоказывает, что одним из приоритетных направлений, которое обеспечиваетзначительный и стабильный рост агропромышленного производства, в том числе сельскохозяйственного и экономики страны в целом, решения социальных и демографических проблем, особенно в вопросах устойчивого развития сельских территорий и сохранения сельского образа жизни является кооперация. Особое значение и даже первостепенное имеет развитие сельскохозяйственной кооперации в сложных, депрессивных аграрных районахНечерноземной зоны центральной части России.


Необходимость приоритетного развития сельскохозяйственной кооперацииусиливаютспецифические особенности развития сельского хозяйстваРоссии, отличные от других стран.Это - традиционное стремление к общности,артельности, солидарности, взаимной поддержке и выручке, другими объединяющими качествамироссийскогонарода.


Важное значение имеет и то, что в отличие от промышленного (городского) производства, в сельскохозяйственном, особенно в российском, разбросанном на огромной территории, существует неразрывная связь между уровнем развития кооперации, сельской экономики и устойчивым развитием сельской территорий.


Это подтверждается и высоким уровнем развития российского сельского хозяйства в начале прошлого столетия, когда, благодаря широкого развития кооперации, Россия занимала ведущее место по производству сельхозпродукции.


Не менее значимы являются позитивные результаты иопыт развития кооперациив период НЭПа, когда благодаря кооперации в короткие сроки было восстановлено разрушенное Гражданской войной сельское хозяйство. При этом, среднегодовой рост производства в сельском хозяйстве превышал 10%.[1] Заслуживают внимания исследованияи использованиевсовременной рыночной экономике практики инаучных основсоздания иуспешнойработы в 70-80годыпрошлого столетия агропромышленных объединений, агрофирм, агрокомбинатов и других кооперативныхформирований, которые объединяли производство, переработку, агросервис, а многие и реализацию готовой продукции сельского хозяйства на классических кооперативных принципах. В этот же период, включая начало 90-х годов, повсеместно в хозяйствах создавались наделённые большой хозяйственной, экономической, финансовой самостоятельностью хозрасчётные подразделения, безнарядные звенья, арендные коллективы, производственные и обслуживающие кооперативы, первые крестьянские (фермерские) хозяйства и другие формирования, созданные на основополагающих принципах кооперации, способные работать в рыночных условиях.


Результат. Благодаря накопленному опыту, подтверждённого реальными производственными, экономическими, социальными, демографическими и другими результатами,к началу 90-х годов теперь уже прошлого столетия, перед проведением разрушительных реформ в агропромышленном комплексе России, сложились уникальнейшие возможности с учётом накопленного многолетнего опыта, как в царское, так и в советское время направить развитие сельского хозяйства по пути укрепления и развития сельскохозяйственной кооперации. Не исключая, а наоборот создавая равноправные условия для развития других форм хозяйственной деятельности, развитию многоукладного сельского хозяйства.


Через кооперацию открывались широкие возможности для объединения материальных, финансовых, трудовых и других ресурсов в условиях развивающихся рыночных отношений. Это обеспечило бы получение наибольшего экономического эффекта, внедрения передовых научных достижений, технического прогресса и инноваций, создания лучших условий для членов пайщиков, в том числе фермерских хозяйств, При безусловном сохранении накопленного многими поколениями богатейшего материально-технического, производственного, финансового и кадрового потенциала. Были реальные предпосылки, даже по мнению ведущих западных учёных, - не допустить разрушения производства, относительно быстро добиться высокой конкурентоспособности российского сельского хозяйства, используя многолетние отечественные и зарубежные наработки по регулированию сельскохозяйственного производства.


Однако кооперативное направление развития сельского хозяйства не получило развития. Наряду с насильственным разрушением крупного сельскохозяйственного производства, сельскохозяйственной кооперации, не только не было уделено необходимого внимания, но и принято ряд решений, и мер, в том числе административных на уровне государства, направленных на разрушение сложившихся экономических связей между предприятиями АПК.[3,5]. Это делалось вопреки многолетнего мирового опыта и научных разработок не только российских, но и учёных других стран

В последующие годы в основном после принятия Федерального Закона «О сельскохозяйственной кооперации»на федеральном и региональных уровнях принимались и принимаются различные меры, концепции и программыпо развитию сельскохозяйственной кооперации.Однако принимаемые меры оказались не только не достаточные, но и не эффективные для развития кооперации -существенных позитивных изменений, а тем более прорывных результатов не наблюдается.В связи с этим следует пересмотреть политику в отношение к сельскохозяйственной кооперации и выработать более действенные, более эффективные направления по её развитию.


Необходимо избрать иной подход,новую во многом отличную от сегодняшней, политику создания и развития сельскохозяйственной кооперации. Её новизна по нашему мнению заключается в том, что государственные расходы на развитие кооперации не только должны многократно увеличится, но и дифференцированы в зависимости от природно – климатических, почвенных, экономических, демографических, а также, что не менее важно, территориального расположения и стратегического значения регионов. При этом использование государственных средств должно сопровождаться жёстким административным сопровождением и управлением. Предлагается увеличить государственную поддержку развития сельскохозяйственной кооперации выделением долгосрочных беспроцентных кредитов непосредственно членам – пайщикам кооперативов. В целях экономии бюджетных средств необходимо выделение беспроцентных кредитов кооператорам производить минуя коммерческие банки.


Требуется, с одной стороны, комплексный подход федеральных властей при решении проблем развития сельскохозяйственной кооперации на уровне федерации, а с другой - дифференцированный, подход к каждому региону. В регионах же - индивидуальный подход к каждому району и поселению. Принятие отдельных, «разрозненных», даже очень значительных мер без учёта особенностей развития конкретных районов не даст требуемого результата, и может привести к дальнейшему неоправданному расходу средств и потери времени, что мы уже имеем в последние десятилетия.

Необходимость изменения кооперативной политики вызвано, в том числе отсутствием на местах достаточно развитых общественных кооперативных формирований, отсутствия механизмов ответственности и самоустранением муниципальных властей за состоянием производства на соответствующих территориях, а также тем, что за последние двадцать лет в стране не создано системы сельскохозяйственной кооперации. Ведь в настоящее время практически мы не можем назвать ни одну сельскохозяйственную отрасль или хотя бы десяток регионов или даже районов, где кооперация, как во многих странах, стала основой стабильного развития сельскохозяйственного производства, устойчивого развития сельских территорий.

Зато мы можем назвать сотни районов, которые превратились в безлюдные зоны с заброшенными тысячами гектар пашни, ликвидированным животноводством, в районах, где столетиями успешно развивалось сельское хозяйство, в том числе дворянские хозяйства с мировым уровнем производства и на основе научных подходов и лучших мировых достижений.


В сложившихся условиях одним из направлений устойчивогоразвития сельскохозяйственной кооперации принадлежит созданию пилотныхпроектов сельскохозяйственных кооперативов и их формирований. При этом указанные кооперативы предлагается создавать, как базовые, экспериментальные, предназначенные для выработки более эффективных подходов, направлений, механизмов, политики успешного развития кооперации.[4,5]. Полученные практические и научные первоначальные результаты после всестороннего анализа и апробирования послужат основой для всестороннего и масштабного развития кооперации в сельском хозяйстве с учётом конкретных условий и состояния сельских территорий. Затраты на создание пилотных проектов могут быть относительно не большие, особенно при использовании в качестве пилотных уже созданные и работающие кооперативы и их формирования. В то же время, благодаря применению выработанных в процессе освоения пилотных проектов рекомендаций, предложений и выводов, отдача от их внедрения может быть весьма значительная, в том числе за счёт выработки долголетней кооперативной политики развития сельского хозяйства страны.

Необходимость создания пилотных проектов сельскохозяйственной кооперации обусловлена также неустойчивостью функционирования и прекращение деятельности различных видов кооперативов, а также значительной численностью не работающих, но зарегистрированных кооперативов. Слабым развитием кооперативных союзов на региональных и федеральном уровнях, неравномерностью развития кооперации по регионам. Всё это приводит к замедлению развития сельского хозяйства, а в ряде районов и к сокращению сельскохозяйственного производства, деградации сельских территорий. Кроме этого, есть острая необходимость в практических конкретных рабочих условиях апробироватьдействующиезаконодатель­ства инормативно – правовой базу сельскохозяйственной кооперации, соответствия их требованиям сегодняшних условий деятельности кооперативов. Апробировать в конкретных производственных условиях имеющиесяприкладные научные разработки и теоретические выводы по различным видам сельскохозяйственной кооперации с учётом сегодняшнего состояния сельского хозяйства и сельской кооперации.


Для успешного развития кооперации и разработки долголетней Программы развития сельскохозяйственной кооперации необходимо во всех аграрных регионах определить 3-5 района, где реализовать пилотные проекты по развитию сельскохозяйственной кооперации на первичном «низовом», в том числе районном уровне.Пилотные проекты районных кооперативов должны быть созданы в различных экономических, природно-климатических, почвенных, социальных и других условиях, в том числе с учётом различных уровней развития рынков сбыта, наличия перерабатывающих и агросервисных предприятий, дорожных условий и т. д.


В процессе реализации пилотных проектов особое внимание необходимообратить на изучение не только положительных, но и отрицательных сторон выбранных решений и направлений создания и развития кооперативных формирований, целесообразность их широкого,полноценноговнедрения. В процессе реализации пилотного проекта вполне вероятно и приемлемо возникновение необходимости более длительного исследования отдельных направлений.


Разработка и освоение пилотных проектов должны опираться на наиболее эффективные инновационные и высокотехнологичные проекты с учётом новейших российских и мировых достижений, передовой науки и опыта.


Реализация пилотных проектов даст возможностьвыявитьпотенциальные сложности и наиболее значимые проблемы и факторы, которые возникают в процессе развития кооперации на селе и которые необходимо использовать, учесть при дальнейшей реализации подобныхпроектов. Таким образом, в процессе реализации пилотного проекта создаётся основной, масштабный (типовой) проект, идеология, параметры и особенности его развития. Указанный проект при определённой привязке к конкретным условиям можно будет широко использовать в других районах страны.


Пилотные проекты предоставят возможность создать базу, условия для проведения научно – исследовательских работ, подготовки и переподготовки кадров кооператоров. Благодаря этому будет нарабатываться ценный практический опыт организации и формирования кооперативной системы не на абстрактных примерах и методом проб и ошибок, а в реальных производственных, экономических, социальных, финансовых и других условиях, на решениях конкретных задач, на конкретных объектах. Таким образом, пилотные проекты станут научной, учебной, экспериментально–производственной базой и основой для выработки аграрной политики в области развития кооперации.


Рассмотрим порядок создания пилотного проекта сельскохозяйственного кооператива на уровне районав депрессивных районах, в том числе Нечерноземья, где требуются неотложные меры для восстановления сельскохозяйственного производства, восстановления устойчивости развития сельских территорий.[2]. По нашим исследованиям без кооперации в реально сложившейся обстановке восстановление сельскохозяйственного производства и неразрывно связанной с ней обеспечение устойчивого развития сельских территорий в этих регионах весьма проблематично. Ведь сегодня и в обозримом будущем сюда не придут частные инвесторы из-за сложностей получения гарантийного уровня прибыли, острого недостатка квалифицированной рабочей силы, слабого развития сельской инфраструктуры, высокой степени риска и т.д. Где без кооперации проблематично стабильное развитие сельскохозяйственного производства, в том числе в фермерских и личных товарных хозяйствах.


При созданиипилотных проектов желательно, чтобы членами сельхозкооперативов были потребительские общества системы Центросоюза. Важносовместно использовать на кооперативных принципах производственную базу, торговых сетей и другой инфраструктуры всех участников кооперации. Для расширения масштабности производства и услуг, укрепления материально-технической базы необходимо содействовать участию в кооперативах крупных и среднихсельхозпредприятий.


 

За счёт, прежде всего федеральных средств обеспечить подготовку и реализацию этих проектов в максимально короткие сроки.

Процедура созданияпилотного проекта районного комплексного сельскохозяйственного потребительскогокооператива начинается с создания Оргкомитета. В Оргкомитет могут входить как физические, так июридические лица, в том числе представители местного самоуправления, заинтересованные в создании сельскохозяйственного потребительского кооператива. Исследования показывают, что среди сельскохозяйственных товаропроизводителей указанных районов - СПК, ООО, КФХ, ЛПХ и других малых и средних форм хозяйствования практически нет лидеров, имеющих необходимые не только научные, но и практические знания для создания кооперативных формирований.Также не созданы или очень слабые общественные кооперативные формирования, в том числе АККОР.

 

Наиболее результативно, когда инициаторами, организаторами и координаторами работы Оргкомитета выступают районные и поселенческие органы местного самоуправленияпо примеру Липецкой, Пензенской областей, республик Саха-Якутия, Татарстана и др. Заинтересованность властей в развитие кооперации заключается в том, что благодаря кооперации решаются проблемы устойчивости развития сельских территорий, укрепления социальной сферы и демографии. Вместе с этим увеличивается доходная часть района. Снижаются расходы по значительным выплатам по безработице.

Члены оргкомитета проводят разъяснительную работу среди потенциальных участников создаваемого кооператива. Организуют приёмзаявлений от лиц, желающих вступить вкооператив.Кооперативы создаются на добровольной основе.Успешное создание кооператива возможно, когда потенциальные члены будут уверены в том, что они получат реальную выгоду от его организации.Главная цель деятельности кооператива - это обеспечение условий для более эффективной трудовой и хозяйственной деятельности, повышения доходности самих членов кооперативов, являющихся сельскохозяйственными товаропроизводителями.


Районные комплексные сельхозкооперативы могут осуществлять сбор, переработку, хранение, и реализацию товарной продукции. Очень востребовано для кооператоров организацию кредитования их потребностей в финансировании различных сфер деятельности.


Экспертный анализ показывают, что в сегодняшних условиях в большинстве аграрных регионов, где слабо развито сельскохозяйственное производство, его большая рассосредоточенность по территории,на начальной стадии предлагается создавать в основном районные комплексные или многофункциональные сельскохозяйственные потребительские кооперативы с кооперативными участками в поселениях.


Это связано с объективно сложившейся ситуацией, когда численность работающих сельскохозяйственных потребительских кооперативов на данный момент в границах многих административных районов крайне не значительна, а во многих муниципальных районах вообще не имеется ни одного потребительского кооператива. Поэтому в таких условиях не имеет смысла организовывать отдельный кооператив в сельском поселении. Практически это – неосуществимая задача. Кроме того, в связи с сокращением сельскохозяйственного производства и трудоспособного населения радиус действия современных потребительских кооперативов во многих районах – это несколько десятков километров, что значительно превышает радиус сельского поселения и земель вокруг него.


Кооперативные участки не являются юридическими лицами. Это обособленные подразделения кооператива, которые представляют интересы кооператива и осуществляют их защиту. Формирование кооперативных участков происходит под руководством кооператива по мере расширения членской базы и видов оказываемых услуг. Он является связующим звеном между потребительским- обслуживающим кооперативом и пайщиками, организует деятельность потребительского кооператива накооперативномучастке, то есть в границах сельского поселения и прилегающих к нему территорий.


Кооперативный участок является частью потребительского кооператива (и создается на основе решения кооператива), в которой объединено определенное количество пайщиков по территориальному признаку. Органами управления кооперативного участка являются: собрание пайщиков участка, избранного им председатель кооперативного участка.


Экономический механизм функционирования кооперативного участка первоначально предполагает формирование его имущества. Участок может владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, выделенным в его владение, пользование и распоряжение потребительским кооперативом, либо полученным на других основаниях. Участвуя в экономическом механизме кооператива, кооперативный участок:

- проводит постоянную работу по увеличения членов пайщиков, особенно за счёт ЛПХ, а также других потенциальных членов пайщиков;

- организовывает предоставление и учёт услуг пайщикам и от имени кооператива ведет с ними расчеты за предоставленные услуги;

- осуществляет другие правомочия, отнесенные к его компетенции решениями потребительского кооператива.


За участие в деятельности кооперативного участка пайщик от кооператива через кооперативный участок получает кооперативные выплаты от участия в производстве или оказании различных услуг.


В тоже время,направление, вид,этапность и уровень развития пилотных проектов определяются конкретными условиями того или другого региона, отдельных районов, поселений, уровнем развития производства, подготовленностью кадров, финансовым обеспечении реализации проектов.

Создание пилотного проекта кооператива проводится в строгом соответствии с Федеральным законом «О сельскохозяйственной кооперации», гражданским Кодексом, другими законодательными и нормативными актами Российской Федерации.


Создание и успешное развитие пилотных проектов, внедрение их положительных результатов и направлений, заложат основы для комплексного развитиясельскохозяйственной кооперации. Это неизбежно обеспечит значительный рост сельскохозяйственного производствав крупнейших, особенно депрессивных аграрных регионахза счёт интенсивного развития средних и малых предприятий, в том числе фермерских и личных товарных хозяйств, объединённых в кооперативы. При этом обеспечивается устойчивое развитие сельских территорий, сохранение сельского уникального образа жизни, особенно в сложных депрессивных глубинных территориях страны.


 

Список источников:

1. Чаянов А.В. Краткий курс кооперации – М.: Коопиздат, 1925.

2. Ушачёв И.Г. Научное обеспечение государственной программы и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг. АПК – экономика, управление. № 3. 2013.

3. Крылов В.С., Черников А.А. Состояние и направление развития сельскохозяйственной кооперации. Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве. №1.2013.

4.Крылов В.С. Кооперация – основа стабильного развития сельских территорий. АПК – экономика, управление.№11. 2012.

5.Крылов В.С. Через пилотные проекты к созданию системы сельскохозяйственной кооперация. АПК – экономика, управление. № 10.2013.

6.Бюллетень Счётной палаты Российской Федерации за 1998-2010гг.

7.Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс].

______________________________________________________________________________

В. КРЫЛОВ, кандидат экономических наук, заведующий сектором Всероссийского научно-исследовательского института экономики сельского хозяйства», член Совета по АПК при Совете Федерации, Председатель партии «Возрождение аграрной России».

Тел.8(905)7334074

E-mail: krilovagro@mail/ru