8 (905) 733-40-74

Резолюция

Политическая партия «Возрождение аграрной России» обратила внимание на неиспользование, либо нецелевого использования земель сельскохозяйственного назначения на территории Московской области.

В связи с этим на  рассмотрение круглого стола вынесены следующие вопросы:

 

1. Неисполнение органами власти Московской области федерального  земельного законодательства и надлежащего контроля целевого использования земель сельскохозяйственного назначения на территории Московской области.

 

2. Невыполнение органами власти Московской области поручения Президента Российской Федерации, отраженное в послании Федеральному собранию в декабре 2015 г. по проведению реформ в АПК страны.

 

3. Московская область-зона бедствия в весенне-летний период. Реальная угроза жизни и здоровью жителям Московской области, дачникам и туристам в связи с распространением борщевика Сосновского.

 

4. Пути борьбы с данным опасным растением и взаимодействие общественных организаций с органами власти Московской области по исполнению поручения Президента Российской Федерации  по проведению реформ в АПК страны, отраженное в послании Федеральному собранию в декабре 2015 г.

 Для обсуждения данных вопросов приглашены  представители всех политических партий Российской Федерации; представители общественных организаций;  представители садовых и некоммерческих товариществ; представители фермерских хозяйств Московской области;

 

представители сельскохозяйственной академии им. Тимирязева;

представители Государственного университета по землеустройству;

представители Министерства экологии и землепользования;

представители муниципалитета Павлово-Посадского района, Дмитровского района, Рузского района; представители министерства сельского хозяйства Московской области;  представители земельной инспекции; представители Прокуратуры Московской области.

 

Вместе с тем обсудить данную проблему откликнулись лишь представители центра правовой поддержки «Караченков и партнеры»; общественной организации «Ветераны управления Олимпийской деревни оргкомитета Олимпиада – 80», представители садового товарищества «Кулиги»; представители фермерского  хозяйства Михалыч, руководство  и активные члены политической партии Возрождение аграрной России».

 

Земля должна обрабатываться и приносить пользу людям, но вместо этого земли сельскохозяйственного назначения на территории Московской области  не используются по прямому назначению, простаивают и зарастают сорняками, кустарником и ядовитым растением- борщевиком Сосновского.

Ежегодно в весенне-летний период десятки тысяч жителей Московской области, дачники, туристы получают ожоги тяжелой формы при непроизвольном контакте с борщевиком, гибнут и получают увечье домашние животные.

Находиться на территории Подмосковья, вне населенных пунктов, для граждан стало небезопасно.

Наша партия обратилась за разъяснениями к губернатору Московской области А.Ю. Воробьеву о наличии государственной программы Московской области по борьбе с борщевиком Сосновского и реальных действий  по борьбе с этим злом.

 В адрес  партии поступил ответ  из Министерства сельского хозяйства правительства  Московской области за подписью исполняющего обязанности министра  И.Н. Жарова.

Из содержания ответа следует, что организация работы по уничтожению борщевика возложена на органы местного самоуправления и в настоящее время государственной программы Московской области по борьбе с борщевиком Сосновского нет.

Между тем органы местного самоуправления бездействуют.

Считаем, что стихийное распространение  борщевика на территории Московской области является следствием неиспользования земельных участков по назначению, бездействие со стороны надзорных органов  федеральной власти и Московской области, отсутствие надлежащего контроля со стороны прокуратуры Московской области за законностью в сфере землепользования.

  Главой 8 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации предусмотрена административная ответственность за административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, в том числе использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнения обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению.

    Перечень признаков неиспользования земельных участков для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности  утверждён Постановлением Правительства РФ №369 от 23 апреля 2012 г.

Неиспользование земельного участка определяется на основании одного из следующих признаков:

-на пашне не производятся работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы;

-на сенокосах не производится сенокошение;

-на культурных сенокосах содержание сорных трав в структуре травостоя превышает 30 процентов площади земельного участка;

-на пастбищах не производится выпас скота;

-на многолетних насаждениях не производятся работы по уходу и уборке урожая многолетних насаждений и не осуществляется раскорчевка списанных многолетних насаждений;

-залесенность и (или) закустаренность составляет на пашне свыше 15 процентов площади земельного участка;

-залесенность и (или) закустаренность на иных видах сельскохозяйственных угодий составляет свыше 30 процентов;

-закочкаренность и (или) заболачивание составляет свыше 20 процентов площади земельного участка.

    Действующим законодательством, в частности ст.ст. 285,286 Гражданского кодекса Российской Федерации; главой 7 Земельного Кодекса Российской Федерации; статьей 6 Федерального Закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»  предусмотрены основания и порядок принудительного изъятия и прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.

   В июле 2016 года Президент РФ Путин В.В. подписал закон, в котором уточнен порядок изъятия земель сельхозназначения, используемых с нарушениями. В частности, изъятие будет невозможно, если в отношении собственника начато дело о банкротстве или участок находится в залоге. Федеральный закон от 03.07.2016 № 354-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка изъятия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения при их неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства Российской Федерации» вступил в силу с 4 июля 2016 г. Главные нововведения касаются изъятия земель сельскохозяйственного назначения. В Федеральном законе от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» уточнены случаи изъятия таких участков. В частности, если они не используются для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в течение трех и более лет подряд с момента выявления проверкой факта неиспользования земельного участка по целевому назначению или использования с нарушением законодательства РФ (раньше три года отсчитывались с даты приобретения права собственности на землю). Либо если использование участка повлекло за собой существенное снижение плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения или причинение вреда окружающей среде (раньше говорилось о значительном ухудшении экологической обстановки). При этом такие участки нельзя изъять, если они являются предметом ипотеки или в отношении их собственника возбуждено дело о банкротстве.

         Также установлена административная ответственность за неиспользование сельскохозяйственного участка по целевому назначению в течение года с момента возникновения права собственности на него, если он приобретен по результатам торгов на основании решения суда о его изъятии в связи с неиспользованием по целевому назначению или использованием с нарушением или если в отношении участка имеются сведения о его неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением в течение установленного срока. Совершение такого нарушения грозит штрафом в размере от 1 до 6% кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 100 000 руб. для юридических лиц, от 0,1 до 0,3% кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 2000 руб. — для граждан и индивидуальных предпринимателей. Также предусмотрены правила внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о невозможности регистрации перехода, прекращения, ограничения права на земельный участок из земель сельхозназначения или его обременения, пока не завершится рассмотрение дела о его изъятии. Такая запись вносится на основании заявления уполномоченного исполнительного органа государственной власти по осуществлению государственного земельного надзора, а также материалов, подтверждающих не устранение правонарушений, связанных с неиспользованием такого земельного участка. На внесение записи отведено не более пяти рабочих дней со дня приема Росреестром соответствующего заявления.

          Кроме того, предусмотрено, что земли сельскохозяйственного назначения могут предоставляться в аренду крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным организациям, участвующим в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, для ведения сельского хозяйства или иной деятельности, связанной с сельскохозяйственным производством, без проведения торгов на срок до пяти лет. Если же на один земельный участок поступят заявления от нескольких лиц, то будет проводиться аукцион.

         Ключевым пунктом послания Президента России Федеральному собранию в декабре 2015 г. является необходимость существенных реформ в АПК страны. Так же отдельно Президентом была затронута тема демографии и поддержки государством категории граждан имеющих льготы на получение бесплатно земельных участков.

Земельным Кодексом  Российской Федерации  предусматривается исключительно платная форма передачи государственной земли в собственность гражданам.

         Однако при наличии у гражданина определенного социального статуса, подкрепленного соответствующим документом, такое лицо может претендовать на бесплатную передачу земельного участка. К имеющим льготу, на получении в собственность  земельного участка, относятся: многодетные, инвалиды, малоимущие, ветераны (Указ Президента РФ от 05.05.1992 N 431 (ред. от 25.02.2003) "О мерах по социальной поддержке многодетных семей";  Федеральный Закон от 14 июня 2011 года № 138-ФЗ "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "О содействии развитию жилищного строительства" и Земельный кодекс Российской Федерации; ст. 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов»; ст.ст. 3, 199, 122 Федерального Закона «О Ветеранах»; ст. 17 Федерального закона №181-ФЗ  «О социальной защите инвалидов»; ст. 21 Федерального закона от 12 января 1995 года "О ветеранах").

         Руководство страны, Правительство г. Москвы и Московской области предложили целый ряд мер по инвалидам, малоимущим, ветеранам, семьям, имеющим 3 и более детей,   нормы предоставления земельных участков в Москве и Подмосковье определяются региональным законодательством.

      К сожалению, органы власти Московской области, федеральные надзорные органы, прокуратура не используют предусмотренные законом меры по привлечению к ответственности нерадивых собственников земельных участков и наложению административного взыскания за нарушение закона, а в случае безусловных оснований, предусмотренных законом, не ставят вопрос в суде о принудительном изъятии заброшенных земельных участков.

         В результате безответственного отношения к земле, наша страна теряет возможность обеспечить население собственными экологически чистыми и недорогими продуктами питания, задействовать активных и предприимчивых граждан в освоении брошенных полей Подмосковья и неотложно выделить земли (приусадебные участки) многодетным семьям, инвалидам, малоимущим, ветеранам не откладывая это на долгие годы.

 

   По результатам обсуждения решили:

1. Констатировать, что ответственность за бездействие правительства Московской области и руководства муниципальных образований Московской области по обеспечению контроля  использования земель сельскохозяйственного назначения полностью лежит на Губернаторе Московской области А.Ю. Воробьеве.

2. Обратиться в администрацию Дмитровского района за разъяснением о принятых мерах к гражданам, юридическим лицам имеющим в собственности земли сельскохозяйственного назначения вблизи населенных пунктов Белый Раст, Лупаново, Никольское, Старо и длительное время не использующие их по прямому назначению.

3. Выйти с законодательной инициативой о внесении изменений в административный кодекс Московской области и дополнить статью закона о привлечении к  административной ответственности лиц не использующие земельные участки по назначению, не выполняющие необходимые работы по техническому содержанию и обслуживанию вверенной территории следствием чего закрепленная  территория зарастает борщевиком Сосновского.

4.Просить правительство Московской области обеспечить контроль  организации работы муниципальных образований по борьбе с распространением борщевика Сосновского.

5.Администрации муниципальных образований Московской области организовать  разъяснительную работу среди жителей об опасности соприкосновения с борщевиком Сосновского и необходимых мерах по его уничтожению.